Клиника головной боли
Записаться на прием
Заказать обратный звонок
+7 (495) 684-92-43
+7 (495) 684-92-44
ул.Молодогвардейская, д.2, к.1

Визит к специалисту по головной боли

Несмотря на то, что Вы давно собирались сходить к врачу, и Вас многое беспокоит, зачастую, оказавшись в кабинете доктора, Вы не знаете, с чего начать. Ситуация частая для многих заболеваний, в том числе и для головной боли, где симптомы в основном субъективные, и диагностика и последующее лечение основываются на Ваших жалобах и истории их развития. Что Вы, как пациент можете сделать, чтобы Ваш визит к специалисту, оказался наиболее эффективным для Вас?

Несмотря на высокую распространенность головных болей (и мигрени в частности) лишь в немногих медицинских учреждениях есть специалист по головной боли. И даже не смотря на то, что Вы попали на прием к такому специалисту, Вам полезно ознакомится с некоторыми основами знаний о головной боли. Например, (этот факт не известен многим из практикующих неврологов) 90% людей, обращающихся к врачам поликлиник по поводу головной боли, имеют мигрень или возможную мигрень [1, 4]. С учетом этого, Вам рекомендуется изучить основные симптомы мигрени и оценить, насколько они соответствуют Вашему случаю. Вы можете использовать информацию для пациентов на сайте Университетского центра головной боли, Российского общества по изучению головной боли, сайта для пациентов с мигренью www.migreni.net.

Независимо от того, имеется ли у Вас мигрень, другая первичная головная боль, или головная боль является проявлением какого-либо заболевания, врачу необходимо получить следующую информацию:

  1. Когда Ваши головные боли стали беспокоить Вас или оказывать существенное влияние на Вашу жизнь? (с подросткового возраста, после беременности, с прошлого лета, со вчерашнего дня?)
  2. Как часто возникают головные боли и как часто головная боль интенсивна настолько, что нарушает Вашу повседневную активность? Простейший дневник или календарь головной боли, который можно найти в соответствующем разделе информации для пациентов, несет незаменимые данные для врача. Попробуйте вести дневник в течение месяца до визита к врачу, затем принесите его на прием.
  3. Каков характер Вашей головной боли? (типичная продолжительность приступа, характер боли – пульсирующий, сжимающий, стреляющий, локализация боли, другие симптомы – тошнота, повышенная чувствительность к свету, звукам, покраснение глаза, заложенность носа и др).
  4. За последнее время изменились ли характер и частота Вашей головной боли? (если да, то какие изменения произошли?)
  5. Какие лекарственные средства Вы пробовали использовать как для снятия головной боли, так и для профилактики ее возникновения? Ваша оценка эффективности предыдущего лечения. Какие лекарственные средства от головной боли Вы используете в настоящее время?
  6. Какие дополнительные исследования Вы проходили по поводу головной боли (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ангиография и др)?
  7. Какие лекарственные средства от головной боли Вы используете в настоящее время? Как часто Вы принимаете средства от головной боли?
  8. Имеются ли у Вас другие хронические заболевания? Если да, то какие лекарственные средства Вы принимаете по поводу этого заболевания?

Принесите на прием наиболее важные и недавние медицинские документы. Но не переусердствуйте – у врача не будет времени изучить вашу детскую амбулаторную карту!

Перед визитом к врачу познакомьтесь с общей информацией о головной боли. Будьте готовы задать интересующие Вас вопросы: необходимо ли Вам профилактическое лечение? что Вам делать, если во время приступа у Вас рвота и Вы не можете принять таблетку? какие бывают побочные эффекты от назначенного лечения? какое немедикаментозное лечение можно использовать? что можно использовать для лечения мигрени во время беременности? [2, 5]

Таким образом, чтобы оптимизировать Ваш визит к врачу, необходимо перед визитом получить базовую информацию о головной боли, изложить врачу историю развития Вашей головной боли по указанным пунктам и предоставить самые важные медицинские документы. Если Ваш врач имеет опыт ведения пациентов с головной болью, то это в значительной степени повысит правильность диагноза и поможет назначить оптимальное лечение [3].

Литература

  1. Тарасова С.В. «Распространенность, диагностика различных форм ежедневной головной боли и их фармакотерапия». // Афтореф. Дисс. Кмн. – 2008.
  2. Evans R.W, Evans R.E. «Expert opinion: what causes migraine: which physician explanation do patients prefer and understand?»// Headache. – 2009. – v.49. – p.1536-1540.
  3. Hahn S.R., Lipton R.B., Sheftell F.D., et al. «Healthcare provider-patient communication and migraine assessment: results of the American Migraine Communication Study, phase II». // Curr Med Res Opin. – 2008. – v.24. – p.1711-1718
  4. Rothrock J.F. «Your visit to the doctor: achieving a satisfactory result».// Headache – 2009. – v.49. – p.495-496
  5. Smith T.R., Nicholson R.A., Banks J.W. «Migraine education improves quality of life in a primary care setting».// Headache. – 2010. – v.50. – p.600-512.
  6. Tassorelli C., Sances G. Allena M., et al. «The usefulness and applicability of a basic headache diary before first consultation: results of a pilot study conducted in two centres». // Cephalalgia. – 2008. – v.28. – p.1023-1030.
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОВНОЙ БОЛИ И LIFTING THE BURDEN
*** = Page created in 0,0312865 sec. = ***